Коробка передач Рено Меган 2
Коробка передач является составной частью трансмиссии, она предназначена для преобразования крутящего момента и передачи его от двигателя к приводам передних колес.
На автомобиле Renault Megane 2 в зависимости от мощности двигателя и комплектации устанавливали пяти (JH3) или шести (ND0) ступенчатые механические коробки передач.
Механическая коробка передач состоит из трёх частей – картера коробки, задней крышки и картера сцепления. Места соединений картеров и крышки уплотнены бензомаслостойким герметиком.
Первичный вал коробки передач выполнен в виде блока шестерен. Шестерни первичного вала – ведущие, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач переднего хода, установленными на вторичном валу. Все элементы вторичного вала съемные. Вторичный вал – полый, с радиальными отверстиями в местах установки шестерен для смазки наружной поверхности вала. Шестерня пятой передачи вращается на втулке. Ведущая шестерня главной передачи и ступицы синхронизаторов установлены на шлицах вала. Передние концы валов опираются на роликовые подшипники, а задние – на шариковые.
Дифференциал – двухсателлитный, предварительный натяг его подшипников регулируется подбором толщины регулировочного кольца, установленного под наружным кольцом подшипника дифференциала. На корпусе дифференциала установлено задающее кольцо датчика скорости автомобиля.
Привод переключения передач состоит из механизма с рычагом переключения передач, установленного в салоне на полу, и двух тросов привода механизма (трос выбора передач и трос переключения передач). Тросы подсоединены к рычагам механизма переключения передач. На конце троса выбора передач выполнено устройство, позволяющее изменять длину троса и тем самым регулировать привод.
Для контроля уровня и заливки масла на боковой стенке картера выполнено отверстие, закрываемое резьбовой пробкой.
Кроме этого, в зависимости от объема двигателя и его комплектации, на автомобиле Рено Меган 2 может быть установлена автоматическая (гидромеханическая) (DP0) коробка передач.
Примечание: Автоматическая коробка передач устанавливалась на автомобили Рено Меган 2 с двигателями K4M (1,6л) и F4R (2,0л), а механическая – на автомобили, оснащенные двигателями K4J (1,4л), K4M (1,6л) и F4R (2,0л).
Автоматическая коробка передач обеспечивает переключение передач без участия водителя в зависимости от скорости автомобиля, частоты вращения коленчатого вала и нагрузки. Выбор режима работы АКП осуществляется рычагом селектора.
Рычаг селектора связан с коробкой передач тросом в защитной оболочке. Трос подсоединен к рычагу механизма переключения коробки передач.
Конструкция АКП включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы. Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком управления. При этом система управления контролирует состояние всех своих электрических компонентов. О появлении неисправности система информирует включением контрольной лампы. Коды обнаруженных неисправностей хранятся в памяти электронного блока управления (ЭБУ). Для считывания кодов неисправности к системе управления необходимо подключить диагностическое оборудование.
Гидротрансформатор выполняет функции сцепления. В процессе работы он наполнен рабочей жидкостью и вращаясь с достаточной скоростью, передает крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трёх колес: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя. Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач. По достижении определенной скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жесткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией. Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.
Насос приводится в действие от двигателя и предназначен для создания необходимого давления рабочей жидкости для работы АКП. С этим и связана невозможность запуска двигателя автомобиля с АКП «с толкача». При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя. Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определенные ограничения на буксировку автомобиля.
Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи. Планетарный механизм (передача) состоит из четырёх основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни. Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счет блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.
Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счет давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана. Клапаны открываются в определенной последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости и положения педали газа, от частоты вращения коленчатого вала и др.
При полностью нажатой педали газа для интенсивного ускорения автомобиля происходит автоматическое переключение на одну (или две) передачи вниз (режим Kick Down).
Предупреждение: Автоматическая коробка передач – надежный агрегат автомобиля с большим сроком службы, но при условии регулярного технического обслуживания. Причинами сокращения срока службы и выхода её из строя могут быть:
— несвоевременная замена рабочей жидкости;
— попадание во внутренние полости АКП песчинок или других посторонних частиц;
— эксплуатация с нарушенным уровнем рабочей жидкости (как низким, так и высоким);
— применение нерекомендованного типа рабочей жидкости.
Для обеспечения долговременной и надёжной работы АКП необходимо регулярно проверять уровень рабочей жидкости.
Коробка передач является технически сложным узлом, обслуживать и ремонтировать который целесообразно только на СТО.
При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень трансмиссионного масла в механической коробке передач и уровень рабочей жидкости автоматической коробки передач. Невыполнение этой несложной работы может привести к значительным затратам и дорогостоящему ремонту.