Система ограничения вредных выбросов на Рено Меган 2
Система ограничения вредных выбросов автомобиля Рено Меган 2 включает в себя:
— систему принудительной вентиляции картера;
— систему улавливания паров топлива;
— систему снижения токсичности отработавших газов;
При работе двигателя в его картере накапливаются, так называемые, картерные газы, в основном это газы, прорвавшиеся через неплотности поршневых колец. В их состав входят продукты неполного сгорания топлива, поэтому они очень вредны не только для здоровья людей, но и для и окружающей среды в целом. Поэтому современные двигатели внутреннего сгорания оборудованы системой вентиляции картера. Принцип работы такой системы основан на принудительном удалении картерных газов под действием разрежения во впускном тракте, возникающим при работе двигателя. Картерные газы засасываются во впускной трубопровод, где, смешиваясь с воздухом, поступают в цилиндры двигателя и сгорают. Кроме снижения токсичности, система вентиляции картера поддерживает в картере двигателя оптимальное давление. При неисправности системы вентиляции картера давление картерных газов может вырасти на столько, что оно будет выдавливать масло через сальники коленчатого вала.
Расположение элементов системы вентиляции картера на ресивере впускного коллектора: 1 – шланг отвода картерных газов в воздуховод; 2 – вывод, для соединения дроссельного узла с клапаном продувки адсорбера; 3 – перепускное отверстие системы вентиляции картера; 4 – патрубок системы вентиляции картера.
Для отвода картерных газов в нижней части ресивера впускного коллектора выполнен патрубок. Внутри патрубка выполнено калиброванное отверстие, соединяющее его с внутренней полостью ресивера. Через это отверстие картерные газы засасываются при низкой частоте вращения коленчатого вала (когда двигатель работает на холостом ходу, дроссельная заслонка почти полностью закрыта, и в ресивере создается большое разрежение). При повышенной частоте вращения коленчатого вала, когда дроссельная заслонка открывается, разрежение в воздуховоде возрастает, а в ресивере уменьшается. Когда дроссельная заслонка открыта, разрежение в ресивере падает настолько, что уже не в состоянии эффективно удалять газы из картера. В этом случае картерные газы отводятся в зону наибольшего разрежения – воздухоподводящий патрубок, через патрубок системы вентиляции картера и его шланг.
В соответствии с экологическими требованиями ЕВРО попадание паров топлива в атмосферу должно быть сведено к минимуму. Для этого заливную горловину топливного бака закрывает предохранительный клапан, а надтопливное пространство бака связано с атмосферой через адсорбер.
Примечание: полностью изолировать внутреннюю полость бака от атмосферы нельзя, ведь количество топлива в баке не остается постоянным. При расходе топлива возникало бы разрежение, которое сжимало бы стенки бака. Даже в то время, когда автомобиль не эксплуатируется, давление паров топлива изменяется. Только за счет повышения температуры окружающего воздуха давление паров топлива в баке могло бы вырасти на столько, что это вызвало бы деформацию бака и даже нарушение его герметичности.
Схема системы улавливания паров топлива.
Адсорбер – это емкость, заполненная активированным углем. При прохождении воздуха через адсорбер пары бензина поглощаются активированным углем. Адсорбер связан с впускным коллектором через электромагнитный клапан – клапан продувки адсорбера. Во время работы двигателя электронный блок управления двигателем (ЭБУ) подает сигнал на открытие клапана продувки адсорбера, и пары бензина под действием разрежения всасываются через дроссельный узел в цилиндры двигателя.
Адсорбер установлен возле топливного бака с левой стороны.
Адсорбер соединен с баком и с клапаном продувки адсорбера пластмассовыми трубками.
Клапан продувки адсорбера установлен под капотом с правой стороны двигателя. Трубка от клапана подсоединена к дроссельному узлу.
Элементы системы ограничения вредных выбросов в моторном отсеке автомобиля Рено Меган 2: 1 – клапан продувки адсорбера; 2 – шланг отвода картерных газов к воздуховоду.
Для снижения уровня токсичности отработавших газов и, прежде всего, уменьшения выброса продуктов неполного сгорания топлива на автомобиль Рено Меган 2 установлен каталитический нейтрализатор.
Чтобы нейтрализатор работал эффективно, поддерживается оптимальным состав топливо-воздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Для этого в системы выпуска отработавших газов установлены два датчика концентрации кислорода. По сигналам этих датчиков электронный блок управления двигателем корректирует количество впрыскиваемого топлива и подачу воздуха, подавая соответствующие сигналы на топливные форсунки и дроссельный узел.
Система ограничения вредных выбросов, которой укомплектовывают автомобили Рено Меган 2 в последние годы, обеспечивает выполнение норм токсичности ЕВРО 4.